Урок истории

История 4 класс.

Тема урока: «В мастерской художника.»
Цель урока: Научить разбираться в жанрах живописи и понимать особенности исторического жанра в живописи.
Задачи:
1) дать представление о происхождении живописи и как она развивалась во времени;
2) воспитание навыков визуальной коммуникации, понимание языка искусства, формировать собственное впечатление от произведений искусства;
3) воспитание интереса к истории через изобразительное искусство, формирование эстетического вкуса.
Основные понятия: изобразительное искусство, живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр в живописи.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карты, атласы, иллюстрации картин, CD: «Шедевры русской живописи».

План урока.
1. Первобытный художник.
2. Жанры живописи.
3. Исторический жанр в живописи.

I. Организационный этап.
Здравствуйте! Садитесь.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний.
На прошлом уроке мы с вами начали путешествие в Мир прекрасного, который создают мастера.
В: Кого так называли на Руси?
В: У нас сейчас есть мастера в селе и школе?
В мастерской какого мастера мы побывали на прошлом уроке?
В: Что такое икона
Как создавалась школа?
Почему писание икон считалось богоугодным делом?
Какая самая почитаемая икона на Руси?

III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим об изобразительном искусстве. Побываем в мастерской художника. Узнаем, какие жанры существуют в живописи и каковы их особенности.
Живопись -очень важный и интересный вид искусства. Люди очень ценят людей, которые умеют рисовать и их картины. Они являются настоящими ценностями.

IV. Новый материал.
1. Такой вид искусства, как живопись, зародился ещё в первобытные времена.
Давайте прочитаем в учебнике на страницах 91-92 об одной находке, обнаруженной испанским археологом и выполним задание на странице 44.
Стоянки первобытных людей обнаружены археологами и на территории нашей страны. Оказалось, что стены пещер-жилищ древних людей - сохранили рисунки первобытных художников. Например, в Карелии, возле Беломорска, на скалах реки Выг были изображены сцены морской охоты и рыбной ловли. А на реке Белой, на Южном Урале, находится Капова пещера. В ней, в 100 метрах от входа на высоте 29 метров, в потолке сделан вход на второй этаж. Если взобраться по отвесной скале и проползти по острым камням 150 метров вглубь пещеры, то можно увидеть на стенах изображения мамонтов, носорогов, лошадей. Эти силуэты, закрашенные красками, были созданы человеком каменного века.
- Задание на странице 44 «Рабочей тетради.»
2. Впоследствии живопись видоизменялась. Появляются новые жанры, которые вам, наверное, известны.
Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись. В XVII веке зарождается портретная живопись. Русские парсуны (от «персона») – портреты, написанные «взаправду», сменяются портретами, позже появляются другие жанры.
Демонстрация портрета, пейзажа и натюрморта.
В: Чем отличаются эти картины?
Какие жанры вы знаете?
Работа с понятиями на доске.
3. А вот картины, в которых описывают события прошлого, относятся к историческому жанру. И на нём мы остановимся подробнее.
В: Почему исторический жанр в живописи один из самых
трудных?
В. М. Васнецов «Три богатыря» (на компьютере чтение об авторе учениками вслух.)
В: Можете ли вы назвать имена этих былинных героев?
- Найдите в атласе Русь и её столицу Киев.
Княжеская власть, заселявшая города на окраинах Руси тысячами набранных со всех концов Руси воинов, укрепляла оборону страны руками крестьянских детей.
Из того ли города из Мурома
Из того ли села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Старейший богатырь Илья Муромец – крестьянский сын, Алёша Попович, Добрыня Никитич много потрудились, добывая себе чести, князю славы, а святой Родине мира и покоя. Дела их небывалые,выдуманные, но их бои с нехристями за их нрав и обычай – всё это было на самом деле в русском народе.
В стольном было городе во Киеве
Что у ласкова, сударь, князя Владимира,
А и было пированье, почестный пир,
Было столованье, почестный стол.
Много на пиру было князей и бояр
И русских могучих богатырей.
Все на пиру наедались
Все на пиру напивались.
Все на пиру порасхвастались.
Сам Владимир - князь по горенке похаживает,
Чёрны кудри расчёсывает.
Пирует в Киеве князь Владимир Красное Солнышко. С его именем народ в былинах связывает появление «богатырских» застав, оборонявших родную землю от врагов.
На картине изображены богатыри.
В: О чём картина?
С чем обращается к зрителям Васнецов?
Что мы можем узнать о том времени?
Это напоминание о героическом прошлом, о богатырской силе народа, его чести и достоинстве, мужестве и непокорности. Художники хотели пробудить народ, вдохнуть в него веру в себя, они говорили средствами изобразительного искусства: «ты проснешься ль исполненный сил?»
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней ,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым !
Слава нашей стороне!
Слава русской старине.!

Ф И З М И Н У Т К А.
Раз, два, три, четыре .
Стать художником решили,
Взяли кисти и мольберт,
Краской вывели портрет.
Деревца и прудик наш-
Так рисуется пейзаж.
Фрукты, овощи, цветы-
Натюрмортом зови ты.

Другие художники также обращались к прошлому нашей страны.
Репродукции их картин представлены в учебнике:
с. 95 В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»,
с. 94 «Покорение Сибири Ермаком» (чтение текста учебника.)
В: О чём эти картины?
К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» (чтение биографии).
Гибель во время извержения Везувия города Помпеи. Напряженность цветов, мрачные волнующие краски. Тема гибели, разрушения и высоты человеческого духа.
В: Какие мысли выражает картина в целом?
Комментарий картины.
Подведение итогов:
-Какие жанры существуют в живописи?
-Что такое исторический жанр и почему он самый трудный?

Домашнее задание: с. 91-97 (пересказ),
тетрадь с. 47 (раскрасить).


 
Hosted by uCoz